Как реализуется «Лесная амнистия» в Волгоградской области
Управлением Росреестра по Волгоградской области (далее – Управление) подведены итоги работы по реализации положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель” более известного, как закон о «Лесной амнистии», за восемь месяцев текущего года.
Несмотря на то, что на территории Волгоградской области в лесничествах проведены работы по лесоустройству и разработаны лесохозяйственные регламенты, согласно которым закреплены на местности границы указанных лесничеств и все леса, в частности расположенные в границах Волгограда, поставлены на государственный кадастровый учет и внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), возникают случаи, когда один и тот же земельный участок согласно ЕГРН может относиться к землям населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, а согласно государственному лесному реестру (далее - ГЛР) — к лесному фонду. Нередки ситуации, когда и сами добросовестные граждане испытывают трудности с оформлением прав на землю, границы земельных участков которых пересекаются с границами лесных участков.
Для решения подобных ситуаций на территории Волгоградской области, с учетом положений закона о «Лесной амнистии», Управление совместно с представителями Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет), Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу проводят, согласно намеченному плану, проверку земельных участков, которые по данным Комитета имеют пересечения с землями лесного фонда. Каждая ситуация рассматривается отдельно и выносится решение. Данная деятельность осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы, созданной в целях устранения противоречий в сведениях ЕГРН и ГЛР и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Рабочая группа) и не предполагает участия граждан.
По данным на 1 сентября 2019 года, в рамках деятельности Рабочей группы, проведено 11 заседаний Рабочей группы, рассмотрены проблемные ситуации по 199 земельным участкам (всего с начала проведения работ - 380 земельных участков). При рассмотрении проблемных ситуаций, пересечений в ЕГРН не выявлено, на основании этого рекомендовано Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области направить необходимые документы в Рослесхоз для принятия решения об уменьшении площади лесных участков в ГЛР в соответствии с данными ЕГРН, либо принятия решения об обращении в суд для защиты прав собственности Российской Федерации.
Волгоградская область является одним из тех регионов, в котором граждане не очень активно обращаются в Росреестр за применением закона о «Лесной амнистии». За отчетный период поступило лишь одно заявление об уточнении границ земельного участка на основании, которого в соответствии с частью 10 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Несмотря на то, что воспользоваться «Лесной амнистией» пока смогли немногие, данный закон дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя проверкой таких участков занимается Рабочая группа, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.
При выявлении проблемных ситуаций с оформлением земельного участка, связанных с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, есть ряд условий, при одновременном выполнении которых, собственник сможет доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. В тех случаях, когда участок не относится к землям, требующим особой защиты, к особо охраняемым природным территориям или объектам культурного наследия, а также к землям промышленности, не имеющим какой-либо застройки, или к землям сельскохозяйственного назначения, которые используются с нарушением законодательства или не используются совсем, если вид разрешённого использования земельного участка допускает, либо огородничество, либо садоводство (дачное хозяйство), либо ведение личного подсобного хозяйства, либо строительство жилого дома, если земельный участок изначально предоставлялся гражданину из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года (позднее из такого участка могли быть образованы новые участки, главное, чтобы первоначальный был предоставлен до указанной даты) и наконец, если впервые право частной собственности на имеющийся у гражданина земельный участок или на возведенные, на этом участке постройки возникли до 2016 года (это условие касается не только актуального собственника недвижимости, он мог приобрести земельный участок и после 2016 года, главное, чтобы любой из предыдущих владельцев приобрёл своё право на данную недвижимость до 2016 года), то применение «лесной амнистии», в частности статьи 60.2 федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» позволит сохранить за собственниками, права которых зарегистрированы, принадлежащие им земельные участки, а также уменьшить риски совершения сделок в будущем.
Чтобы воспользоваться «Лесной амнистией» необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о возможности применения закона. И с готовым межевым планом, со всеми документами на землю (по которым участок предоставлялся собственнику) можно обратиться в любой офис многофункционального центра.
Применение положений закона о «Лесной амнистии» направлены на устранение большого количества проблем, копившихся годами в записях двух реестров ЕГРН и государственного лесного реестра (ГЛР). Главной целью «Лесной амнистии» является защита прав граждан на объекты недвижимости и одновременно с этим, сохранение существующих механизмов сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий, то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.